8 ступеней йоги.
Патанджали — это мудрец, живший примерно 2500-2200 лет назад. Йога была и до него, но он систематизировал эту систему самосовершенствования в 8 последовательных ступеней, для удобства тех потомков, кто будет её практиковать.
Что это за ступени и куда ведет эта «лестница»?
Что нам дает их применение в жизни и стоит ли придерживаться этой последовательности?
Попробуем разобраться…
Называются эти ступени следующим образом, по-порядку:
Что это за ступени и куда ведет эта «лестница»? Что нам дает их применение в жизни и стоит ли придерживаться этой последовательности? Попробуем разобраться…
1) Яма: 5 помогающих правил и принципов, которых стоит придерживаться чтобы жить в гармонии с окружающим миром. Чтобы мир не страдал от того что мы в нём живём. 5 пунктов Ямы:
— Ахимса = не причинение вреда (не насилие)
— Астейя = не воровство (не присвоение чужого)
— Сатья = правдивость (честность, искренность)
— Брахмачарья = воздержание от чувственных наслаждений
— Апариграха = не принятие даров (не стяжательство, не накопительство)
2) Нияма: 5 помогающих правил и принципов, которых стоит придерживаться чтобы жить в гармонии с самим собой. 5 пунктов Ниямы:
— Шауча = чистота (внешняя и внутренняя, выполнение различных очистительных практик)
— Сантоша = удовлетворенность (принятие, довольство тем что есть)
— Тапас = самообуздание, огонь практики (аскезы, накопление внутренней энергии, силы)
— Свадхьяйя = самообразование (беспрестанное саморазвитие и ученичество)
— Ишвара Пранидхана = посвящение плодов своего труда Всевышнему (действия в Акарме, жизнь без эгоизма)
Вкратце: Яма + Нияма = жить по-Совести, в ладу с Природой.
Яму и Нияму стоит применять на трёх уровнях: мыслей, речи и действий тела. Например, рассмотрим третью из Ям (Сатья) при одновременном применении её на всех трёх уровнях: это значит, что то, что мы в мыслях задумали, нужно и говорить (речь не расходится с мыслью…), а потом в соответствии со сказанным — действовать. Т.е. если я задумала встать в 6 утра, сказала об этом, то потом обязательно выполняю. Вообще пункт Сатья — ключевой пункт для успешного саморазвития, т.к. применяя Сатью вышеописанным способом, мы себе сильно облегчаем путь жизни, ведь получается, что нам нужно научиться контролировать только свои мысли — свой ум (пользоваться голосом Совести), а дальше просто действовать в соответствии с этими праведными мыслями!
Таким образом, человек сначала должен в своих повседневных делах утвердиться в исполнении этих правил (Ямы и Ниямы), и уже после этого переходить к третьей ступени: Асанам. Почему так? Почему не стоит «перепрыгивать через 2 ступеньки) и начинать с асан? ведь так многие поступают… когда люди приходят в фитнесс-клуб на йогу, их никто не спрашивает — соблюдают ли они Яму и Нияму.. готовы ли они к 3 ступени — Аснам… 🙂
Дело в том, что наше тело (физическое и энергетическое) является отражением нашей кармы на сегодняшний момент. У нас уже есть ранее накопленная карма, а кроме неё — мы постоянно накапливаем новую, т.к. живём и действуем. Следовательно, если мы живем не по совести (не соблюдаем Яму и Нияму) — мы постоянно «кармуем» и отягощаем свои тела всё больше. И если в этом случае человек начнет делать асаны — его результат в них, и в саморазвитии в целом будет несравнимо мал, нежели у того кто соблюдает (или пытается соблюдать) Яму, Нияму, и практикует те же асаны. Соблюдением Ямы и Ниямы мы минимизируем накопление не благой кармы в своей текущей жизни и, таким образом, можем легче двигаться дальше, занимаясь практиками йоги и осваивая следующие ступени, т.к. имеем прочный нравственный фундамент под собой. Это важно ещё и в целях общественной безопасности 🙂 Представляете, если безнравственный человек с помощью практик йоги накопит большое количество энергии (а это неизбежно)… он же может натворить очень много безнравственных дел, и причинить окружающим страдания своим эгоизмом, да ещё и накопит себе плохую карму.
3) Асана: есть 2 типа асан: асаны как статичные позы для внутренних практик (медитации), и асаны как позы для поддержания здоровья тела. Второй тип асан — это то что в основном практикуется в виде комплексной последовательности на групповых тренировках йоги. Асан существует великое множество, все они по своему полезны и имеют различное воздействие на физическое и энергетическое тело. Пребывая в них мы воздействуем на внутренние органы, на мышцы и суставы, на токи энергий, и на ум, приводя все системы в гармонию, и избавляясь от закрепощений и застойных зон. Причём «застойные зоны» могут быть как в физическом теле — малоподвижные и скованные суставы и мышцы; так и в энергетическом теле — фобии, страхи, ментальный мусор, принципы, страсти. Если регулярно прикладывать усилия в асанах — человек очень сильно меняется к лучшему. Проверено личным опытом! 🙂
4) Пранаяма: управление праной (энергией) с помощью дыхательных упражнений. Пранаям существует великое множество. Они имеют разный эффект. В основном, есть 3 эффекта: очищение энергетических каналов (нади) в тонком теле, накопление энергии (расширение собственной энергетики), успокоение ума. …И тут мы подходим к следующей ступени! С успокоенным умом можно двигаться дальше «по лестнице»!
5) Пратьяхара: отключение ума от господства чувств. Как это происходит? Пребывая в аскетичных асанах, испытывая дискомфорт, мы тем самым обуздываем свой ум, а тело выступает как инструмент по работе над собой. Например, вытягивая ноги в шпагате, мы терпим, дышим, пытаемся расслабиться. Т.е. мы, находясь в асане (3я ступень), с помощью дыхания (пранаяма — 4ая ступень), отключаем внимание ума от чувств тела (5ая ступень — Пратьяхара). И легче этому научиться, испытывая в начале выполнения асаны лёгкий дискомфорт. Мы начинаем понимать что мы — не тело… тело отдельно.. ум — отдельно. В такие моменты погружения в асану — мыслей почти нет, а всё внимание сконцентрировано на попытке расслабиться и дыхании. Когда ум натренируется отключаться от внешних объектов и ощущений и концентрироваться на чем-то одном — появляется следующая ступень.
6) Дхарана: концентрация или полное внимание. Состояние ума, когда мы не отвлекаясь сосредоточенно наблюдаем какое то явление или сосредоточенно мыслим о чем то одном, не допуская отвлечения на посторонние мысли. В качестве объектов концентрации может быть наше дыхание, например при выполнении практики Пранаямы; или звуковые вибрации, во время практики воспевания Мантры; или образ, при выполнении практики визуализации; и т.д.
7) Дхьяна: однонаправленный поток сознания. Это углубленная Дхарана (6ая ступень). Это медитация. Что тут ещё скажешь? 🙂
8) Самадхи: единение и слияние с объектом медитации. Поэтому важно — на чём мы концентрируемся и медитируем. Желательно выбирать возвышенные объекты. Например, Абсолют (Единый и многопроявленный Бог) — истинное Я всего сущего. Таким образом, медитируя на это и слившись с этим, можно познать свою истинную природу, и ответить себе на вопросы: кто я? в чём смысл жизни? и т.п.
..И тут начинается настоящая йога!… А человек, прошедший эти ступени называется йогом! 🙂
Тот человек кто осознал единство со всем мирозданием уже не может жить эгоистично, и все свои силы он начинает направлять на помощь всему окружающему в развитии к самоосознаванию, просветлению и гармонии. Он живёт осознанно на благо всех и вся.
Самое главное в этой статье, что всё это более чем осуществимо! Будем прикладывать усилия и обязательно освоим эту лестницу пути саморазвития! 🙂
Всех благ, друзья, в путь! ОМ!
Никонорова Анастасия
В настоящее время увеличивается интерес к различного рода оздоровительным системам, в том числе к йоге и биоэнергетическим методам оздоровления. Йогу включили в свои программы некоторые организации, занимающиеся оздоровительными системами. Суть йоги – это достижение гармонии внутри себя и с окружающим миром. Чтобы добиться этой цели необходимы правильные средства. Мудрец Патанджали перечисляет эти средства, называя их восемью членами или ступенями йоги.
В настоящее время увеличивается интерес к различного рода оздоровительным системам, в том числе к йоге и биоэнергетическим методам оздоровления. Йогу включили в свои программы некоторые организации, занимающиеся оздоровительными системами. Суть йоги – это достижение гармонии внутри себя и с окружающим миром. Чтобы добиться этой цели необходимы правильные средства. Мудрец Патанджали перечисляет эти средства, называя их восемью членами или ступенями йоги.